среда, 4 мая 2022 г.

Интеллектуальный турнир «Я умею думать» как один из вариантов выявления способных детей для участия в городских конкурсах.

Интеллектуальный турнир «Я умею думать» как один из вариантов выявления способных детей для участия в городских конкурсах. Герасимова Н.А. Москвитина Л. Ю. МАДОУ «Детский сад № 482 г. Челябинска», Россия Аннотация. Интеллектуальный турнир с детьми подготовительной группы удовлетворяет потребности детей в игре, позволяет структурировать знания и возможности проявить себя способным детям. Как организовать мероприятие, какие подобрать задания, как продуктивно провести и по каким критериям выбрать детей для участия в конкурсных городских испытаниях Ключевые слова: интеллектуальный турнир, особенности организации, критерии отбора. Повышенный интерес к детской одаренности стал приметой нашего времени. Современные психологи утверждают, что каждый человек от рождения обладает своим ресурсом способностей, которые проявляются или не проявляются в зависимости от окружающей среды. Одной из причин организации интеллектуального турнира в нашем учреждении стала задача формирования успешности способного ребенка. Подготовка к конкурсам – это кропотливый труд, позволяющий раскрывать весь потенциал одаренного малыша. Опыт показывает, что смышленые, активные, неординарно мыслящие дети есть. Но как распознать тех, которые могут показать свои способности? Еще одной задачей организации турнира стала выявление детей, для участия в городских мероприятиях. Турнир позволяет увидеть детей, креативно мыслящих, коммуникативных, умеющих работать в команде, умеющих обосновать свою точку зрения и свои идеи. Наблюдение за детьми во время турнира носит комплексный характер оценивания поведения и деятельности ребенка, что позволяет определить наиболее большой широкий спектр его способностей. Семь лет назад мы решили провести наш первый интеллектуальный турнир «Я умею думать». И сейчас это традиция: праздник для детей, а для педагогов - возможность исследовать потенциал каждого участника. Предполагается, что на этот турнир воспитатели групп рекомендуют детей сообразительных, смышлёных, с высокой познавательной активностью. От каждой группы участвует 3-4 ребенка. Для проведения турнира необходимо:  Помещение для размещения команд из 3-4 детей (музыкальный зал)  Мультимедийный проектор  Ноутбуки по количеству команд  Жюри из педагогов по количеству команд  Необходимый дидактический материал на команду  Медали на каждого участника «Умник» и «Умница»  Грамоты на каждую команду  Протокол отслеживания и отображения результатов работы детей в команде. Задания разрабатываются исходя из конкурсных этапов городских состязаний «Почемучки» и ежегодно обновляются. В турнире предполагаются групповые и индивидуальные задания на распечатках, которые позволяют отследить сосредоточенность ребенка в процессе. С командой работает член жюри из педагогов ДОУ, который отслеживает участие каждого ребенка, его работу в группе, быстроту мышления и творческий потенциал. Важно, чтобы член жюри и команда детей до момента состязания не были знакомы. Это небольшая стрессовая ситуация для ребенка и можно отследить готов ли участник делиться своими знания с незнакомым человеком. До начала состязания организаторы объясняют задания членам жюри и комментируют условия, по которым необходимо отследить активность каждого ребенка. Начинается турнир с презентации команды: название и девиз. Далее ведущий озвучивает задания и команды исполняют их за своим столом, с поддержкой взрослого, прикрепленного к команде. Жюри, общаясь с командой отслеживает работу каждого участника: его активность, возможную конфликтность, проявление лидерства, оригинальность ответов. Все результаты фиксируются в протоколе, который формируется в соответствии с предлагаемыми заданиями. Творческие задания жюри записывает со слов детей и отмечает активность каждого ребенка. По итогам турнира каждый участник получает медаль «Умница» «Умник», каждая группа получает звание «Самые любознательные», «Самые дружные», «Самые активные», «Самые творческие», «Самые сообразительные» в виде грамоты. После турнира проводится «консилиум» жюри, где каждый член жюри высказывает свое мнение об участниках. Далее психологи формируют группу из детей, которые показали высокий результат, и работа по подготовке к конкурсам продолжается. В конце учебного года мы проводим такой турнир в каждой группе, приглашая родителей как равноправных участников турнира. Условия участия родителей: помогать только при затруднениях, не подсказывая ответы, давая возможность подумать самостоятельно. Родители после турнира всегда в восторге, видя, как их дети научились проявлять себя, научились думать над выполнением задания. Родители сами с интересом выполняют задания совместно с детьми. Это прекрасная форма подведения итогов интеллектуального обучения детей выпускных групп и возможность каждого ребенка почувствовать себя успешным. Предлагаем некоторые задания, которые можно использовать в турнире. «Ребусы» задача решающего – проанализировав изображения и символы-подсказки, распознать зашифрованное слово. Помимо развлекательной функции ребусы несут в себе немалую пользу для интеллектуального развития: они расширяют кругозор ребенка, увеличивают словарный запас, тренируют логику, мышление и интуицию. Решение подобных задачек также развивает нестандартное мышление, ведь иногда зашифрованная картинка может иметь двойное значение. Как правило, мы предлагаем 5 разных ребусов с различной сложностью. По наблюдению выявляются дети, которые читают, легко оперируют материалом, быстро решают ребусы. «Один лишний» - на развитие умения классифицировать и умение обосновать свой выбор. Также предлагается 5 картинок, где ребята стараются дать правильный ответ и объяснить его. «Докажи, что каждый может быть лишним. Это задание помогает выявить гибкость мышления. Ребята стараются объяснить, почему, каждая картинка может быть лишней. В этом задании так же можно отследить кругозор ребенка и его способность оперировать понятиями обобщения. «Логические задачи». В интеллектуальный блок мы включаем логические задачки. Детям очень нравится решать их, соревнуясь друг с другом в скорости и правильности. Развивать логику необходимо, потому что логика — это умение мыслить, рассуждать, находить нестандартные решения, делать выводы. «Круги Эйлера» Каждый год используем это задание, которое позволяет понять насколько хорошо сформированы эталонные представления, способность улавливать логические связи между предметами, понятиями и явлениями. «Сделай постройку по рисунку». У каждой команды набор строительного материала и дан рисунок, изображенный в трех проекциях. Дети создают постройку по схеме. Мы смотрим, как ребята могут создать постройку из деталей по схеме; тем самым оцениваем пространственную ориентировку. В этом задание хорошо можно увидеть, могут ли ребята работать в команде. «Расскажи, почему завял цветок». Здесь ребята учатся устанавливать причинно-следственные связи и находить интересные объяснения. Самыми распространенными ответами среди детей являются: не поливали, не ухаживали или наоборот залили, сорвали. Но есть и оригинальные ответы: напала тля, не удобряли, отравили почву батарейкой, заразился «черной ножкой». Вопросы можно подбирать разные, например: Почему качнулась ветка? Почему покатился мяч? Почему остановилась машина? Что растет зимой? «Рисуем предметы, одинаковые с разных сторон». Здесь нужно изобразить предмет, который если поделить пополам, то он будет одинаковым справа и слева. Потом можно усложнить: разделив предметы на 4 одинаковые части. Время засекается, и ребята командой работают на листе бумаге. Здесь отслеживается беглость и гибкость мышления, оригинальность, умение работать в команде, лидерские качества. «Придумай рассказ от имени школьных принадлежностей». Каждой команде достается свой персонаж (Линейка, ластик, циркуль, пенал, карандаш и т.п.). «Представь, что твои школьные принадлежности научились разговаривать. Что, по твоему мнению, они могли рассказать о себе, друг о друге, о тебе.» Задание помогает увидеть детей, у которых хорошо развита связная речь, умение придумывать, сочинять. «Придумай картину и нарисуй, используя фигуры». Ребятам предлагается, используя, например, только треугольники, нарисовать картину. Отслеживается командная работа, оригинальность. «Нарисуй все, что можно назвать словом «хвост»». Это задание у нас появилось в этом году и нашло отклик у детей. Дети с удовольствием включались в задание. Придумывали, потом изображали. В одной команде были только хвосты животных, а вот в другой появились и хвостики-прически у девочек и «мамин хвостик» и хвост самолета, поезда и даже рисунок «полицейский хвост». «Обзывалки и дразнилки». Предмет берем неживой природы и пробуем придумать слова, в зависимости от его новых придуманных функций. Например: веник - им можно подметать, назовем его «подметалка», доставать – «доставалка». Детям очень нравится упражняться в словотворчестве. «Одинаковые названия». Детям предлагается изображение нескольких предметов, у которых есть одинаковое название: ключ, шляпка, нос, корень. Необходимо найти и соединить линиями изображения. В задании отслеживается кругозор и быстрота мышления. В своей работе по подборке заданий и в дальнейшей работе по подготовке к городским интеллектуальным конкурсам мы используем: А.И. Савенков «Развитие логического мышления» Задания ориентированы на развитие логического мышления. В ней представлены задачи на сериацию, поиск закономерностей, на объемно-пространственное мышление, классификацию. А.И. Савенков «Развитие творческого мышления» Задания позволяют развивать у ребенка способность мыслить нестандартно, творчески, искать необычные идеи. При оценке успешности решения представленных задач ориентируемся на следующие критерии: продуктивность, оригинальность, гибкость мышления и способность разрабатывать идею. Харько Т.Г. «Рабочая тетрадь ТРИЗ 5-7 лет. Неожиданный мир вещей» В этой тетради придумываем, выбираем, рисуем, раскрашиваем. В рабочей тетради ТРИЗ представлены задания для развития у детей гибкости и нестандартности мышления, воображения и речи. Результат своего решения, кроме сочинения рассказов, надо раскрашивать, перерисовывать или соединять линиями, что является реализацией принципа деятельного подхода к познанию в организации детской деятельности дошкольников. Игра «Волшебный поясок» Называется она "Волшебный поясок" версия игры "ДА -НЕТка . Это одна из любимых игр детей. Предлагаемая версия игры учит точно задавать вопросы и попутно развивает другие интеллектуальные умения: наблюдать, видеть проблему, выдвигать гипотезу, давать определения понятиям, сравнивать, структурировать, классифицировать, наблюдать, делать выводы, доказывать и защищать идеи. Игра «В стране котландии» «В стране Котландии» - веселая и познавательная игра на составление историй. Игра «В стране Котландии» способствует развитию речи, детского словесного творчества, любознательности. С помощью игры дети самостоятельно или в группах составляют различные истории. Педагог здесь не просто наблюдатель, а соавтор, он на равных с детьми сочиняет истории. На первых порах педагог помогает детям сочинять истории с помощью наводящих вопросов. Затем постепенно роль педагога сводится к минимуму, и дети уже самостоятельно раз за разом придумывают всё новые и удивительные истории. Главный герой любой истории – конечно же кот, который живет в стране котов – Котландии. А вот какой это кот и что с ним происходит, определяют игровые карточки. Список литературы: 1. Давыдова В.И., Трофимчук О.М. Раннее выявление и психолого-педагогическое сопровождение интеллектуально-одаренного ребенка. – Челябинск, 2009. -212с.- (Практическая психология в образовании) 2.Савенков А.И. Развитие творческого мышления 6-7лет.- Самара: Издательский дом «Федоров».2016.- 32с.: (Серия «Я – исследователь») 3. Савенков А.И. Развитие логического мышления 6-7лет.- Самара: Издательский дом «Федоров».2018.- 32с.: (Серия «Я – исследователь»)

Комментариев нет:

Отправить комментарий